"Юргинский психоневрологический интернат"

Положение о психологической службе

 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение определяет организационную структуру и содержание деятельности психологической службы (далее – Служба) и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.

2. Под Службой понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов учреждения, ориентированную на психологическое сопровождение реабилитационного процесса. Служба является необходимым компонентом, создающим условия для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников реабилитационного процесса.

3. В решении всех проблем работники Службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития.

4. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех участников реабилитационного процесса, развитию подрастающего поколения, формированию индивидуальности у детей, подростков на всех этапах развития; развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к соцуиализации, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей, подростков, занимается профилактикой подобных нарушений.

5. Педагог - психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с коллективом отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья,  родителями и законными представителями воспитанников.

Важнейшим условием эффективности работы Службы является правильное понимание психологом существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и специалистов отделения в подходе к ребенку - инвалиду, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы службы.

6. Служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с медицинской, логопедической и другими видами служб, специалистами в других областях. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.

7. Руководство деятельностью педагога-психолога осуществляет заведующая отделеним реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

8. В своей деятельности Служба руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка-инвалида, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

 

1. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

2. Целью Службы является содействие в создании соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников реабилитационного процесса.

3. К основным задачам Службы относятся:

· содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников, на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие гармонизации социально-психологического климата в отделении;

· психологическое обеспечение социальных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников;

· психологический анализ социальной ситуации развития в отделении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

· профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;

II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

 

1. Педагог- психолог являются равноправными членами коллектива Он принимает участие в работе методических объединений, советов и круглых столов.

2. Служба представляет собой систему, которая состоит:

- педагог - психолог, работающий с воспитанниками отделения и их родителями, специалистами; консультирующий по программе антистрессовой подготовки воспитанников и специалистов.

3. Для организации работы педагога-психологоа создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, аппаратурой для психодиагностики, бланками методик и т.п.

4. Графики работы педагога-психолога согласовывается с администрацией. Пpи составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации.

5. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

6. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, право иметь дополнительную учебную нагрузку решаются в соответствии с нормативными документами Министеpства соц. защиты.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

 

1. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями (их законными представителями), специалистами и др.

В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, подростков, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе реабилитации и воспитания.

IV. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

 

1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика

Данный вид деятельности осуществляется специалистами Службы и определяется необходимостью формирования у специалистов и родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В русле психопрофилактического направления педагог-психолог Службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:

1. Ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни и воспитания..

2. Участвует в педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.

3. Ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в отделении:

- оптимизируют формы общения в коллективе (взрослый - взрослый);

- консультируют специалистов и других работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.

4. Способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности специалистов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов коллектива.

5. Проводит анализ плана реабилитационной работы, планируемых и проведенных мероприятий, психологического воздействия с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

2. Психологическая диагностика

Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, подростков, углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего реабилитационного периода, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей.

 Диагностическая работа может проводиться педагогом-психологом Службы как с отдельными  воспитанниками, так и с группами детей, подростков.

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

1. Проводит психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

2. Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе реабилитационной работы.

3. Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.

4.Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляет дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии:

а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу,

б) для определения форм и причин явного асоциального поведения.

3. Психологическая коррекция

Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей, подростков возрастным нормативам, оказания помощи коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, подростков, в развитии их способностей и склонностей. Особое место в данном направлении занимает деятельность специалистов отделения по разработке коррекционных программ: дефектологом, логопедом, медицинскими работниками, социальным педагогам и др. – в процессе реабилитации воспитанников.

Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

В ходе психокоррекционной работы:

1.         Психолог совместно со специалистами разрабатывает программы, направленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

2. Психолог совместно со специалистами разрабатывает программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка

3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:

· в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;

· в процессе специальной работы психолога с группами детей;

· в русле реабилитационных мероприятий;

· в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.

4. Консультативная деятельность

Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях отделения реабилитации.

В русле консультативной деятельности психолог консультируют родителей (законных представителей), специалистов по проблемам обучения и воспитания детей, подростков, проводит индивидуальное или групповое консультирование участников реабилитационного процесса по проблемам обучения, личностного развития, по проблемам общения.

В русле консультативного направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

1. Пpоводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.

2. Способствует повышению психологической культуры специалистов, родителей, представителей воспитанников путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в методобъединениях и др.

3. В качестве консультантов принимает участие в планировании реабилитационных мероприятий на основании психологических особенностей детей.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

 

1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается на заведующую отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

2. Деятельность Службы осуществляется психологом, окончившим высшее учебное заведение по специальности «Психология» или прошедшим переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоppекции, активных методов социально-психологического обучения и психологического консультирования, имеющим диплом государственного образца или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.

3. Назначение на должность педагога-психолога должно определяться на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам.

VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖБЫ

 

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций.

2. Специалист Службы несет ответственность за сохранение материалов обследований и документации Службы.

3. Специалист Службы несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.

4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:

· руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями Президента Российской Федерации, правительственными и нормативными документами федерального уровня по соответствующим типам учреждений, настоящим Положением.

· рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);

· повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы;

· применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;

· препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

· в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;

· оказывает необходимую и достаточную помощь коллективу в решении основных проблем реабилитационного процесса, оказывает необходимую и возможную помощь детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей (законных представителей).

·  соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы,

5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:

· самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;

· на создание условий со стороны администрации учреждения, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

· отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением;

· участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;

· проводить в учреждениях групповые и индивидуальные обследования и эксперименты, направленные на решение конкретных вопросов процесса реабилитации, воспитания и развития личности воспитанников;

13 октября 2014 в 12:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.