"Юргинский психоневрологический интернат"

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на базе ГАУ КО «Психоневрологический интернат» г Юрги.

1.2. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы реабилитационного процесса, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала воспитанника.

Основная цель логопедической службы – оказание специальной коррекционно-развивающей помощи, детям и подросткам, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедической службы являются: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда специальных знаний среди специалистов и родителей.

Организация деятельности логопедической службы позволяет устранять или смягчать  речевые и психологические нарушения, способствуя цели реабилитационной деятельности – воспитанию всесторонне развитой личности.

1.3. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

1.4. В своей деятельности логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации; Конвенцией о правах ребёнка.

1.5. Логопед должен знать:

- Конвенцию о правах ребёнка;

- Типовое положение о  специальном (коррекционном) учреждении для  детей с отклонениями  в развитии;

- Устав и правовые акты;

- возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности (в том числе Правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения директора);

- методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;

- программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;

- новейшие достижения социальной педагогики и психологии;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные нормы и правила, применяемые в учреждениях образования.

 

II. Направления деятельности логопедической службы.

2.1.Основными направлениями деятельности  логопеда-дефектолога являются:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- профилактическое;

- консультативно-просветительское;

- организационно- методическое;

- исследовательско - аналитическое.

2.2.Диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи детей и подростков; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции; комплектовании групп и подгрупп на основе диагностических данных; составлении перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составлении расписания занятий; подготовке необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

2.3. Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых, подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий согласно расписания. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте.

2.4. Профилактическая деятельность логопедической службы направлена на осуществление взаимодействия в работе логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; социализации детей, созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в коллективе, в семье.

2.5. Консультативно-просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы. Консультативно-просветительская деятельность осуществляется через сообщения, доклады, методические объединений; индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и специалистов со сменным материалом.

2.6. Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена  на повышение уровня логопедической компетентности логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе логопеда, специалистов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

2.7. Организационно-методическая деятельность включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. С этой целью логопед принимает участие в работе педагогических конференций, методических объединений, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия.

2.8. Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

III. Организация логопедической работы

3.1. Для получения специальной  логопедической помощи зачисляются воспитанники, имеющие различные нарушения в развитии речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

3.2. Дети с речевыми нарушениями зачисляются на логопедические занятия при зачислении на курс реабилитации.

Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке обследованных для последующего мониторинга.

На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую карту.

3.3. Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные  занятия.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия).

3.4.  Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:

• индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического индивидуального занятия с каждым ребёнком – 20 минут.

Время перерывов между индивидуальными занятиями логопед использует для того, чтобы, подготовить наглядный материал для следующего занятия.

В случае отсутствия воспитанника  по болезни логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим воспитанником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:

· разработку рекомендаций для родителей;

· оформление промежуточной или итоговой документации;

· подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;

· посещение библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;

3.5.Учителем-логопедом систематически  ведется следующая документация:

· Журнал со списком воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи.

· Речевая карта на каждого воспитанника с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.

· Расписание логопедических занятий;

· Журнал учёта посещаемости и занятий.

· Перспективный план работы.

· Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.

· Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.

· Отчетная документация.

 

IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

4.1. Логопедом назначается специалист, имеющий высшее дефектологическое образование или окончивший специальный факультет по специальности «Логопедия».

4.2. Логопед назначается и увольняется в установленном порядке.

4.3. Ставка заработной платы логопеда устанавливается за 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми индивидуально, 2 часа отводятся на консультативную работу.

4.4. Для проведения логопедической работы выделяется кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, который обеспечивается специальным оборудованием:

• настенное зеркало (50х100);

• зеркало для индивидуальной работы (9х12 – 2 шт.);

• логопедические зонды, шпатели;

• учебно-методические пособия;

• настольные игры, игрушки;

• умывальник (1 шт.);

• классная доска (1 шт.);

• шкафы для пособий;

• стол канцелярский (1 шт.);

• песочные часы (1 шт.);

• секундомер (1шт.);

• метроном (1шт.);

• магнитофон (1 шт.);

• учебные диски.

V. Функции руководителя учреждения и логопеда

5.1. Непосредственное руководство и контроль за работой логопеда осуществляется заведующей отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

5.2. Ответственность за обязательное посещение воспитанников логопедических занятий несут родители (законный представитель).

5.3. Логопед участвует в комплексной диагностике воспитанников; ведёт необходимую отчетную документацию, своевременно сдает её заведующей отделением.

5.5. На заведующую отделением возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.


 
13 октября 2014 в 12:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.