"Юргинский психоневрологический интернат"

«Антошка, пойдем в школу!»

 Статья о нашем отделении (городская газета)

К нам в редакцию позвонила бабушка малыша, страдающего серьезным отклонением в здоровье: она попросила рассказать  в газете о реабилитационном отделении для детей-инвалидов в Юрге (располагается в бывшем санатории «Бодрость»). По ее словам,  помощь специалистов отделения кардинально изменила поведение и состояние внука-аутиста. У семьи появилась надежда на другое будущее Антошки… В новом учебном году мальчик, по решению специалистов и планам близких, начнет получать знания по общеобразовательной программе в «обычной»  школе  на домашнем обучении. Семья, прежде всего, мама, медицинские работники, педагоги и психологи отделения подготовили ребенка к этому важному для него и всей семьи  шагу.

Хрупкий мостик выстроен

Аутизм - это нарушение развития, следствие неврологического расстройства человека, сказывающегося на функционировании его мозга, как констатируют врачи. У аутистов нарушены способности к социальному общению, огромные проблемы с коммуникацией. Им свойственны постоянное повторение движений и слов, деструктивное поведение – агрессия или, например, крики… Такими их видят со стороны.

Что мы знаем о них? Практически ничего. Широкую аудиторию россиян с жизнью ребенка-аутиста в начале апреля познакомила телепрограмма Гордона «Закрытый показ». В рамках ее состоялся просмотр фильма Л. Аркус «Антон тут рядом», оставивший, уверена, неизгладимое впечатление в сердцах зрителей.

В России нет современного, системного подхода к этому заболеванию, как утверждают родители детей-аутистов на форумах в Интернете. Между тем, раннее диагностирование, надлежащее обследование и терапия, индивидуальные программы психологической коррекции жизненно важны для развития таких детей, число которых по данным Всемирной организации здравоохранения  (ВОЗ) растет.  

ВРЕЗКА:

Один из ста

По данным ВОЗ в мире  около 67 млн. людей - с аутизмом, из 150 детей -  один с этим заболеванием.

Мнение исполнительного директора российского Центра проблем аутизма Я. Золотовицкой:

- Аутизм – это такое заболевание, которое не выбирает хижины это, или дворцы…Официально, по статистике, детей с аутизмом очень мало. Диагноза такого толком нет. Только лет 10 назад у нас появился диагноз «ранний детский аутизм», до этого просто ставили детскую шизофрению и отправляли в психбольницу. В среднем, один из ста детей «попадает» в расстройство аутистического спектра.

За рубежом государственные реабилитационные программы, системный специализированный подход позволяют большому числу аутистов даже научиться какому-либо профессиональному делу, и, если не влиться полноценно в общество, то хотя бы реализовывать себя. Удел наших людей, по мнению родителей аутистов, – чаще замкнутое пространство и одиночество в нем.

Изменить ситуацию с юргинским мальчиком Антоном удалось изменить – терпением и любовью близких, чуткостью и продуманной программой коррекции, которую прошел он в реабилитационном отделении. Аутисты - особые люди, нанести неизгладимую травму им очень легко, но  хрупкий мостик выстроен - Антошка в отделении нашел себе друзей, может поцеловать воспитателя и сказать ему: «Люблю!» И! Появилась возможность  отдать ребенка в общеобразовательную школу на домашнее обучение.

«Мне с сыном интересно»

По дороге в реабилитационное отделение, расспрашиваю маму Антона, которая меня туда сопровождает.

- Какой диагноз  у Антона?

- Средняя степень аутизма. Дети с сильной - вообще не идут на контакт. Аутисты не говорят, и Антошке легче молчать. Есть эхолалия («повторение» - корр.). Совершает «странные» действия: закрывает все двери, вещи всегда кладет на определенные, постоянные места. Есть свои страхи: проходят и возвращаются. Трудно перестроить на что-то новое. Если говорить об обучении, то для Антошки этот процесс глобальный. Например, читает, и ему надо знать под какой цифрой по счету идет каждая буква в слове. Сразу отделяет гласные от согласных. У аутистов свой способ обучения, который они выбирают сами. Ассоциация слов должна быть с цифрами и картинками. Воспринимают все абсолютно по-своему. Живут в своем выдуманном мире, о котором мы можем только догадываться.

- Сложно?

- Есть свои особенности. Отвлекается, не подчиняется требованиям. Если захочет – он не с нами, сам по себе. Но я привыкла. Антошка с хитринкой, как всякий ребенок: с бабушкой баловной, меня более слушается. Знает буквы, цифры, а приводишь к психиатру – и слова не вытянешь. Иногда спрашиваю, например: «Антон, а какая 15 буква в алфавите?» И он назовет. Цвета радуги спрошу (сама, чтобы вспомнить, про себя повторяю: «каждый охотник желает знать…»), а он сразу: «красный, оранжевый…» Мне с сыном интересно. У него схематичное мышление, которое, конечно, нужно развивать. Есть аутисты, занимающиеся сложнейшими математическими науками, и, элементарно, сходить в магазин не могут. Антошке трудно подойти к другому ребенку, спросить, как его зовут.  В обычном саду были год. Дети не приняли его. Антон окончательно замкнулся. Отказался есть, пить, говорить. Его поведение  было сплошным протестом. Детский сад нанес большую травму.

- Много ли таких, как Антоша,  детишек в Юрге?

- К сожалению, не знаю: мы не общаемся. А так нужен обмен опытом воспитания! У кого ребятишки с ДЦП (юргинцы), объединились в группу, общаются, ездят вместе – во многом это помогает.

- Заезд в реабилитационное отделение заканчивается, летом будете отдыхать?

- Нет. По Интернету нашла центр по работе с такими ребятишками «Солнышко». Поехала, сняла квартиру, а попасть на занятия с Антошкой не смогла: 40 мест заняты, очередь. Дали мне все методические материалы, но, конечно, хочется пройти занятия со специалистами. Занятия платные: 300 рублей час, но очень помогают. Поэтому надеюсь все-таки попасть летом в «Солнышко».

- Как считаете, какую помощь должно оказывать вам государство?

- Я четко понимаю, что дети наши нужны нам – не государству. И очень рада, что Юрге повезло с таким реабилитационным отделением. Мы, конечно, прошли не один курс реабилитации – год ходили. Теперь сын общается с ребятишками. Ушли страхи. Ведь был период, когда он закрывался ото всех: не хотел ни видеть, ни слышать. Подходили дети, и он затыкал уши. Ребенок открылся. Дай Бог, это поддержать. Поэтому хотелось бы, чтобы таких центров, развивающих наших ребят, было бы в государстве больше.

Врезка

Учить нужно

Доктор медицинских наук, профессор В. Касаткин полагает

- Я много лет занимаюсь аутизмом. Есть одна ключевая вещь, которую должны знать родители: состояние ребёнка с аутизмом можно существенно улучшить. На первом месте сегодня методы лечения не медицинские, а поведенческие. Учить аутистов можно так же, как и обычных детей, но им нужно для этого примерно в пять раз больше времени и особые поведенческие программы, которые, к слову, прекрасно работают на нормальных детях, но аутисты без них просто не могут.

В отделении

Журналисты нашей газеты не раз бывали в реабилитационном отделении для детей-инвалидов и писали о его работе, поэтому беседу с директором Ириной Геннадьевной Иноземцевой я начала с тех изменений, которые произошли в отделении в последнее время.

- Со дня открытия отделения было организовано 18 заездов, - рассказывает Ирина Геннадьевна, - в двух последних ребятишки получили возможность посещать недавно открывшуюся галакамеру, пить кислородные коктейли. Купили терапевтический бассейн,  скоро привезем. Он особенно нужен детям с ДЦП. Оборудована детская площадка, покрытая специальными мягкими материалами, с адаптированными спортивными снарядами (откроем ко Дню защиты детей). С прошлого года есть свой автобус, чтобы доставлять ребятишек и мамочек в отделение. В ближайшей перспективе - организация стационара на базе нашего отделения (у нас есть дети из района, и мамам сложно возить их каждый день). Департамент социальной защиты Кемеровской области оказывает нам большое содействие.

- Помогают ли волонтеры? С кем сложились дружеские отношения за полтора года работы?

- С зимниковской средней школой. Начали с иппотерапии, потом наших ребят пригласили в открывшийся тир, школьники организуют для нас концерты. Помогают нам томская благотворительная организация «Рука помощи», «Юргинское городское содействие», музыкальная группа «Провинция-42». Она провела благотворительный концерт и закупила нам спортивное оборудование. Ну и, конечно, теплые отношения нас связывают с социально-реабилитационным центром Юрги для несовершеннолетних: частый гость у нас с кукольным театром, с праздниками.

- Насколько важны такие мероприятия для ваших детей помимо основной профилактической, оздоровительной работы?

- Если ребенок закрыт в узком кругу, ему сложно развиваться. Такие встречи расширяют  кругозор, круг общения наших детишек, просто, приносят радость в детскую жизнь.

- Что Вы пожелаете мамам детей-инвалидов?

- Мамочки, не сидите дома, не замыкайтесь в своей беде! Нужно выводить ребенка из замкнутого пространства.  Несмотря на диагноз, он должен у вас развиваться! У вашего ребенка есть потенциал. Я точно знаю, потому что наблюдаю за детьми. Надо вовремя прийти к нам, ходить длительное время. Как Антошка теперь смотрит в глаза! Общается. Выбирает друзей! А ведь от мамы не отходил и всех боялся…

Врезка

Реабилитационное отделение для детей-инвалидов на 20 мест открылось в Юрге в конце 2011 года в рамках областной программы «Кузбасс - территория добра». В течение 21 дня (заезд), дети-инвалиды Юрги и Юргинского района с различными заболеваниями проходят здесь курс лечения с использованием современных методик и технологий (занятия с врачами, психологами, педагогами, теплолечение, гидрованны, массаж, лечебная физкультура и т.д,). Для детей предусмотрено двухразовое полноценное витаминизированное питание. Деятельность учреждения финансируется из средств областного бюджета. Телефон отделения: 4-80-33


28 ноября 2013 в 12:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.